FIAT. Маленькие автомобили большого концерна
Над долиной, заросшей виноградниками опускается мягкое вечернее солнце… На столике, в тени кипарисов, багровеет в бокале Бароло… Далеко, на горизонте, виднеется синяя полоска моря… Конечно же! Мы в Италии!
Попробуем на вкус некоторые итальянские слова: Lancia… Alfa Romeo… Abarth… Maserati… Ferrari…. В качестве приправы добавим: Pininfarina… Bertone… Ghia… ItalDesign…
В эту смесь слов, звучащих мелодией для уха автомобилиста, добавим еще немного ингредиентов, но уже не местного производства: Chrysler, Dodge, Jeep, Ram… А еще Magneti Marelli, Comau и… ну пока достаточно, потому что самые искушенные уже догадались – мы будем говорить о FIAT.
А для начала поговорим о том, что все эти красивые итальянские названия стали известны благодаря всего лишь одному человеку по имени Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano).
Джованни Баттиста Чейрано был старшим сыном в семье часовщика по имени … Джованни Чейрано (это не опечатка, отца и сына звали одинаково), из небольшого городка Кунео, в 100 километрах к югу от Турина. Вместе со своими младшими братьями Джованни (это опять не опечатка, так звали второго брата), Маттео и Эрнесто, Джованни Баттиста с малых лет был приучен к работе с механизмами и был знаком с принципами их взаимодействия. В возрасте 20 лет, он отправляется в Турин "для расширения технических горизонтов". В Турине молодой человек увлекся велосипедами и велосипедными гонками. Увлечение было настолько сильным, что вернувшись через 8 лет домой, он, вместе с братьями Маттео и Эрнесто, арендует складское помещение у местного производителя консервов Джузеппе Лянча для организации мастерской сначала по ремонту, а затем и производства велосипедов. Одним из рабочих в мастерской стал сын владельца склада - Винченцо Лянча (Lancia), который по документам и для успокоения родителя числился в мастерской … бухгалтером.
В конце XIX века в Италии была мода на английские названия, поэтому велосипеды, производимые в мастерской, назвали Welleyes. Велосипеды продавались неплохо, их выставляли на различные гонки, т.к. гонки в то время были лучшей рекламой. После победы в 1895 году на 100-километровых велогонках по маршруту Турин-Асти-Турин, велосипеды Welleyes стали пользоваться большим спросом.
Джованни Баттиста Чейрано решил, что может большее, и в 1898 году вместе с братьями Маттео и Эрнесто регистрирует компанию Ceirano GB&C для производства автомобилей. В качестве конструктора был приглашен Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli), который на протяжении предыдущих 15 лет занимался конструированием двигателей внутреннего сгорания. Через год, в 1899 году, был готов первый автомобиль. Так же, как и велосипеды, его назвали Welleyes. Автомобиль был оснащен 2-х цилиндровым двигателем рабочим объемом 663 см3 и двухступенчатой коробкой передач. Ведущие колеса приводились в движение ременным приводом. Задняя передача отсутствовала.
Новый автомобиль был представлен широкой публике в середине 1899 года и Ceirano GB&C сразу же получила такое количество заказов, что у нее не хватало финансовых ресурсов для их исполнения.
По этой причине, Джованни Баттиста решил обратиться за помощью к группе аристократов и финансистов Турина, в которую входили отставной офицер и предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia) и финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio).
Аньелли горячо подхватил идею производства нового "безлошадного экипажа" т.к. будучи патриотом Италии, он давно хотел начать производство итальянского автомобиля, который потеснит доминировавшие в то время французские и немецкие машины.
11 июля 1899 года, во Дворце Bricherasio был подписан учредительный договор "Акционерного Общества Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине" (Societa Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino), сокращенно - F.I.А.Т. Вновь созданная компания покупает Ceirano GB&C со всем имуществом и правами, и объявляет о начале производства "настоящего итальянского автомобиля" FIAT 3 1/2 HP, который был полной копией Ceirano Welleyes.
Управляющим директором новой компании был назначен Джованни Аньелли. В совет директоров вошли граф Карло Бискаретти ди Руффиа и Эммануэле Брикеразио. Джованни Баттиста Чейрано стал торговым представителем компании на территории Италии. Работу в F.I.A.T. нашли и другие ведущие специалисты Ceirano GB&C – конструктор Аристид Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) и техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia) получивший должность тест-пилота.
Через год, в 1900 году, Джованни Баттиста Чейрано покидает F.I.A.T. На протяжении долгого времени братья Чейрано то вместе, то поодиночке открывают новые автомобильные компании и создают новые автомобили. В том числе, легендарную Itala - победительницу первого марафона Пекин-Париж 1907 года. В 1934 году, компания, производившая автомобили Itala разорилась и завод был выкуплен концерном FIAT, который не планировал и не планирует воскрешать марку-конкурента. Но это уже другая история.
Вернемся в 1900 год. В этом году открывается первый завод F.I.A.T. площадью 12000 кв.м, в Турине, на улице Корсо Данте.
Первоначально, на заводе F.I.A.T. работало 35 человек занятых на производстве 24 автомобилей FIAT 4HP. От "первенца" модель отличалась чуть большим объемом двигателя (679 см3) и трехступенчатой коробкой передач.
В течении первого года, число работников F.I.A.T. увеличилось до 150, а количество выпускаемых ими автомобилей выросло к 1903 году до 135.
В 1901 году руководство F.I.A.T. предложило Фаччиоли сконструировать новый автомобиль с передним расположением двигателя, в соответствии с тенденциями автомобилестроения того времени. Но Фаччиоли отказывается, и в знак своего несогласия увольняется из компании. На его место был приглашен талантливый инженер Джованни Энрико (Giovanni Enrico). Сконструированный им автомобиль FIAT 8НР оснащался четырехцилиндровым двигателем, расположенным впереди, трехступенчатой коробкой передач и механическими тормозами на задних колесах.
Годом позже, Энрико конструирует новый автомобиль FIAT 16/20 НР с двигателем объемом 4,2 литра, используя в качестве образца двигатель Mercedes.
Начиная с 1902 году, F.I.A.T. начинает принимать участие в автогонках: Винченцо Лянча, на специально построенном для участия в автомобильных соревнованиях FIAT 24НР Corsa, побеждает в горных гонках Sassi-Superga, а директор Аньелли, управляя FIAT 8НР, устанавливает рекорд скорости в гонке Second Tour of Italy. Кроме автомобиля Аньелли, в этой гонке участвует еще 9 автомобилей FIAT.
В этом же году, Джованни Аньелли выигрывает престижную гонку Giro de Italia Automobilistico, тем самым внося F.I.A.T. в список спортивных марок.
В 1903 в Италии были отменены таможенные пошлины на импортную сталь, что привело к быстрому росту различных производств, в том числе и бурному росту автомобильной индустрии. В стране появляется острая потребность в грузовых автомобилях, на которую F.I.A.T. откликается первым грузовиком в истории компании - FIAT 18BL. В это же время, следуя запросам рынка, F.I.A.T. начинает производство автобусов, трамваев и двигателей для самолетов и морских судов. Все большим спросом пользуются автомобили FIAT для работы в такси.
Под каждое направление производства Аньелли создает отдельное предприятие. Будучи человеком военным, он вводит требования жесточайшей дисциплины. При этом, разделяя взгляды Маркса, директор Аньелли прилагает много усилий и средств на создание добротных условий труда и быта для рабочих F.I.A.T.
В 1902 году Джованни Аньелли становится управляющим директором и, фактически, единоличным руководителем концерна F.I.A.T.
В связи с изменением цен на сталь, претерпела существенные изменения и конструкция автомобилей - стало возможным делать раму не деревянной, а стальной. Первыми автомобилями, построенными на раме нового типа, стали FIAT 60HP выпущенные ограниченной партией и оснащенные двигателем рабочим объемом 10 литров, мощностью 60 л.с.
В 1904 году, один из основателей F.I.A.T., граф Карло Бискаретти ди Руффиа разработал первый фирменный знак F.I.A.T.
К 1906 году F.I.A.T. производит уже 1149 автомобилей в год. В этом же году, через Миланскую фондовую биржу, концерн F.I.A.T. продает свои акции, которые выкупает Джованни Аньелли, получая статус единственного владельца компании. Изменение статуса было подчеркнуто в измененном названии – с конца 1906 года пропадают точки между буквами в названии F.I.A.T. и официальным написанием становится - FIAT.
FIAT продолжает рекламировать свои автомобили через автоспорт выставляя свои машины на гонки самого высокого уровня. Для участия в престижных гонках Gordon Bennett Cup races 1904, был построен FIAT 75HP Corsa с двигателем объемом 14 литров, позволявший разгонятся до немыслимых, на то время, 160 км/ч. Пилотировал автомобиль заводской шеф-пилот Винченцо Лянча, который несмотря на молодой возраст, уже считался одним из основоположников итальянской гоночной школы. За 10 лет, с 1900 по 1910 годы, Винченцо стартовал в 40 гонках в 18 из которых приходил к финишу первым. Но Лянча был слишком азартен для автоспорта – в каждой гонке он вел машину на пределе ее возможностей и, как говорил граф Карло Бискаретти ди Руффиа: "Лянча либо возьмет от автомобиля самое лучшее, либо что-нибудь в нем сломает".
Видимо, осознав, что карьера гонщика не складывается, в 1906 году Винченцо Лянча уходит из FIAT и создает компанию Fabbrica Automobili Lancia, которая начинает производство одноименных автомобилей - Lancia.
Джованни Аньелли серьезно задумывается о расширении рынков сбыта за пределами Италии. Он отправляется в США, где изучая американский рынок знакомится с Генри Фордом. Два выдающихся автомобилестроителя нашли о чем поговорить и что сказать друг другу. Вскоре после этой поездки, в 1908 году, FIAT начал поставки автомобилей в Америку. Годом позже, в США регистрируется компания American F.I.A.T. Automobile Company и открывается сборочный завод в городе Поукипзи (Poughkeepsie), штат Нью-Йорк.
Одновременно начинаются поставки автомобилей во Францию, Великобританию, Австрию, и даже в Австралию.
В Европе же, настоящее признание пришло к FIAT после победы на Гран-При Франции 1911 года, где принимала участие специально подготовленная модель - FIAT S61 с двигателем рабочим объемом 10,5 литров. Управлял автомобилем Виктор Хемери (Victor Hemery).
За десять лет существования численность сотрудников FIAT выросла до 2500 человек. Ежегодный объем производства достиг 1215 автомобилей. К своему 10-летию FIAT превратился в крупный многопрофильный концерн известный не только автомобилями. Директор Аньелли не меньшими темпами развивал смежные производства, включая производство стрелкового оружия, боеприпасов и техники военного назначения. Когда в 1911 году Италия объявила войну Турции и завоевала Ливию, FIAT заработал громадные деньги на поставках итальянской армии грузовиков, самолетов, винтовок и пулеметов.
После возвращения из США, Джованни Аньелли решил по примеру Генри Форда наладить конвейерную сборку автомобилей, как он говорил: "Двигаться вперед от кустарного производства к промышленному".
В 1912 г был запущен конвейер, на который стала модель FIAT Tipo Zero. При разработке этой модели, Аньелли решил кардинально изменить отношение к внешнему виду автомобиля, считая, что каждой марке должен быть присущ свой собственный уникальный стиль. Причем, разработкой стиля должны заниматься профессиональные художники-стилисты. С этого времени FIAT, наряду с Alfa Romeo, начал сотрудничать с кузовными ателье Локати и Торетта (Locati&Toretta), Загато (Zagato) и Туринг (Touring), заказывая у них разработку кузовов для своих серийных автомобилей.
При создании модели FIAT Tipo Zero, впервые прозвучало имя Пининфарина (Pininfarina).
По существующей легенде, для FIAT Tipo Zero было подготовлено несколько вариантов радиаторной решетки, заказанных в кузовной мастерской Stabilimenti Industriali Giovanni Farina S.A. Когда Аньелли приехал туда, чтобы сделать окончательный выбор, он встретил 17-летнего паренька, крутившегося между образцами.
- Какую же решетку мне выбрать? – спросил Аньелли.
- Эту – быстро ответил паренек.
- Почему? – поинтересовался Аньелли.
- Потому, что ее сделал я.
Аньелли страшно понравился ответ юноши и первый конвейерный FIAT был сделан по эскизам 17-летнего Джованни Батисты Фарины (Giovanni Battista Farina) по прозвищу Пинин (Pinin) – малыш.
Кто мог тогда предположить, что этот никому не известный молодой человек, младший брат владельца мастерской Stabilimenti Industriali Giovanni Farina S.A. - будущий великий маэстро и создатель всемирно известного кузовного ателье Pininfarina.
Начавшаяся Первая мировая война дала мощнейший финансовый толчок FIAT, который поставлял для армии автомобили и продукцию военного назначения, практически, на монопольных условиях. В немалой степени этому поспособствовала женитьба Аньелли на дочери адмирала Боселли. В дополнение к финансовым потокам от военных заказов, Аньелли смог добиться для Турина статуса города, находящегося в зоне военных действий (хотя в этом регионе никаких военных действий и близко не было), что позволило FIAT получать налоговые льготы и субсидии от государства.
Уделяя большое внимание военным заказам, FIAT не переставал заниматься развитием и созданием легковых автомобилей. Несмотря на сложные условия, был полностью обновлен модельный ряд, а новые автомобили FIAT стали предлагать оснащенными, в стандартных комплектациях, аккумуляторами (впечатляющая новинка по тем временам) и новой, запатентованной концерном, карданной передачей.
Аньелли (к тому времени получивший прозвище El Senator), прекрасно понимал, что рано или поздно война закончится и у итальянцев возникнет большая потребность в простом, надежном и недорогом автомобиле. Поэтому, в 1916 году начинается строительство "автомобильного сердца FIAT" – крупнейшего в Европе автозавода Линготто (Lingotto) в Турине. Строительством руководил архитектор Джакомо Матте-Трукко (Giacomo Matte-Trucco), морской офицер по образованию. Изюминкой нового завода стал километровый испытательный гоночный трек, расположенный … на крыше пятиэтажного здания производственного комплекса. Автомобили, сошедшие с конвейера, по специальному пандусу поднимались на крышу завода, где совершали тестовый пробег.
Строительство автозавода было закончено в 1922 году и с 1923 года конвейер заработал на полную мощность.
Ко второй половине ХХ века завод стал устаревать. Окончательное решение об его остановке было принято в 1982 году. Но уникальное сооружение получило вторую жизнь – в 1989 году в стенах старого завода распахнул двери современный развлекательный комплекс, с концертными залами, театром, конференц-центром, торговыми пассажами и отелем. Часть здания отдана факультету автомобильной инженерии Политехнического университета Турина. Уникальный трек был сохранен и его можно посетить, поднявшись на крышу.
Еще в 1917 году, концерн FIAT начал осваивать новый вид деятельности – производство железнодорожного транспорта - паровозов, а в последствии, локомотивов, где компания также добивается признания и успеха.
Кроме того, FIAT не оставляет без внимания аграриев, начав разработку и выпуск тракторов. Сельскохозяйственное направление FIAT продолжает свою деятельность до настоящего времени под марками New Holland и Case, входящими в группу FIAT.
В 1919 - начале 20-х годов, FIAT захлестнули забастовки, организованные коммунистами во главе с Пальмиро Тольятти. Одним из требований забастовщиков было отстранение Аньелли от руководства концерном. El Senator согласился удовлетворить их требования и покинул компанию, предоставив предприятия в полное управление забастовщикам. Под их "управлением" производство практически останавливается, на предприятиях начинается хаос. К счастью для FIAT, одновременно произошли два события: к власти в Италии пришел Муссолини, благоволивший Аньелли, и рабочие FIAT подписали письмо, в котором просили директора Аньелли вернуться. Джованни Аньелли вновь становится во главе компании.
В 1919 году, в Испании, недалеко от Барселоны, в городе Марторель начинает работать сборочный завод – испанский филиал FIAT.
В 1921 году, по состоянию здоровья, свой пост покидает Джованни Энрико, который с 1907 года отошел от конструкторской деятельности и управлял долгосрочным планированием. Техническое руководство новыми разработками концерна переходит к опытным инженерам: Карло Кавалли (Carlo Cavalli) – конструктору автомобилей FIAT с 1911 года, Транквилло Зерби (Tranquillo Zerbi) – конструктору авиамоторов и Джулио Чезаре Каппа (Giulio Cesare Сарра) – конструктору автомобильных двигателей. Под управлением нового "трио" начинаются эксперименты по разработке моторов с использованием турбокомпрессора. В результате этих работ появился 12-цилиндровый V-образный двигатель, каждый цилиндр которого имел объем 1,5 литра (суммарный рабочий объем – 18 литров). Двигатель выдавал 187 л.с. и обеспечивал максимальную скорость до 240 км/ч. Добившись такого впечатляющего результата, FIAT решил сделать заявку в "высшую лигу" выпустив в 1921 году дорогую модель - FIAT 520 Superfiat оснащенную 12-цилиндровым двигателем, но более скромного объема, чем опытный мотор. Всего 6,8 литра, и с заявленной мощностью 81 л.с.
На начало 20-х годов это был один из немногих автомобилей с 12-цилиндровым мотором. Однако, покупатели не потянулись за новой машиной. За три года (1921-1923) было заказано лишь 30 "суперфиатов".
Но конструкторы не опустили руки и в 1922 году был выпущен новый "большой" автомобиль FIAT 519. Правда, он был меньшего размера и скромней по техническим характеристикам. В отличии от предшественника эта модель оснащалась 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,8 литра и мощностью 40 л.с.
В 1922 году, неожиданно, получил вторую жизнь FIAT SB4 построенный еще в 1908 году для участия в кольцевых гонках. После аварии в одном из заездов на гонках в Брукландсе, когда у автомобиля под управлением Джона Даффа взорвался двигатель, машину выкупил английский гонщик и конструктор Эрнест Элдридж. На удлиненное фрагментами рамы от лондонского автобуса, шасси поврежденного автомобиля, Элдридж установил 6-цилиндровый авиационный мотор FIAT A.12 рабочим объемом 21,7 литра и мощностью 320 л.с. Потребовалось внести еще некоторые изменения в конструкцию для чего Элдридж использовал готовые узлы от авиационных двигателей или узлы собственной конструкции. Восстановление автомобиля длилось 2 года.
6 июля 1924 года, во Франции, состоялся заезд на рекорд скорости. В заезде принимали участие Эрнест Элдридж на своем восстановленном FIAT SB4 и французский гонщик Рене Томас на Delage Torpille. Томас достиг 230,64 км/ч, всего на 0,09 км/ч быстрее Элдриджа, и установил новый мировой рекорд скорости. А Элдридж, кроме поражения, получил еще и штрафные балы за отсутствие в его автомобиле задней передачи.
Всего за неделю Элдридж доработал свой FIAT установив заднюю передачу и изменив систему управления дросселем, а уже 12 июля вывел автомобиль на старт нового рекордного заезда. Рекорд скорости, установленный Элдриджем и ставший последним рекордом на дорогах общего пользования - 234,98 км/ч. Этот заезд вызвал шквал эмоций в прессе, а французские журналисты окрестили автомобиль "дьяволом" (Mefistofele). Так, FIAT SB4 Элдриджа получил имя собственное – FIAT Mefistofele.
В 1924-1925 годах FIAT обновил свои наиболее популярные модели. На смену массовому FIAT 501 пришел FIAT 509, который кроме обычных пассажирских версий, имел варианты исполнения для такси и легкого коммерческого грузовичка. FIAT 509 - стал первой моделью FIAT имевшей двигатель с верхним расположением распределительного вала.
В сегменте дорогих автомобилей, появился новый FIAT 520 Super. Эта модель стала значимой для европейского автомобилестроения, т.к. на ней подобно американскому FORD-T, руль был перенесен на левую сторону, тем самым объявляя новую эру в развитии автомобиля и организации дорожного движения.
В развитие модели FIAT 520, в 1927 году начинается производство FIAT 521 впервые оснащенного гидравлическими тормозами.
Благодаря заводу Линготто, на котором было занято 20000 работников, к середине 20-х годов FIAT ежегодно выпускает в год около 40000 автомобилей только в Италии. Кроме этого, работают сборочные предприятия в США, Испании и России. С целью эффективного управления активами концерна, создается управляющий холдинг IFI (Istituto Finanziario Industriale), в котором до сих пор главенствуют представители семьи Аньелли.
В 30-х годах, благодаря гениальному сотрудничеству Франко Фессия (Franco Fessia) и молодого дизайнера, ставшего впоследствии одним из великих конструкторов автомобилей Данте Джакоза (Dante Giacosa), FIAT запускает в производство две модели ставшие историческими для компании. Первой, в 1932 году, увидела свет массовая, недорогая модель FIAT 508 Balilla. Свое имя FIAT 508 получил в честь молодежной фашистской организации Италии - "Balilla", тем самым указывая рыночный сегмент модели – молодежная аудитория.
Начиная с этой модели, FIAT отказывается от заказов на изготовление кузовов для серийных моделей у кузовных ателье, запустив собственное кузовное производство.
В стандартном исполнении, автомобиль оснащался 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем объемом 995 см3 мощностью 25 л.с. Двигатель обеспечивал невероятные, по тем временам, показатели экономичности – 8 л/100 км, за что FIAT 508 получил прозвище Tariffa minima.
Для любителей спорта, выпускалась спортивная версия FIAT 508S с форсированным до 35 л.с. мотором и элегантным кузовом разработанным в ателье Гиа (Ghia). Эта модификация пользовалось большим спросом у гонщиков-любителей из Италии, Франции и Великобритании. FIAT 508 Balilla оказался настолько удачным, что его производство было налажено в Германии (NSU-FIAT), в Чехии (Walter-FIAT), в Польше (Polski-FIAT 508), а во Франции, с лицензионного производства Balilla под маркой Simca 6CV начала свою деятельность автомобильная компания SIMCA созданная FIAT для выхода на французский рынок.
Радиаторную решетку FIAT 508 Balilla украшала эмблема нового дизайна.
К середине 30-х годов количество автомобилей в Италии достигло того уровня, когда они начали существенно влиять на развитие инфраструктуры. По всей стране быстрыми темпами строятся новые, качественные дороги. В свою очередь, наличие дорог и транспортных коммуникаций ведет к увеличению спроса на пассажирские и коммерческие автомобили. Рост производства легковых и грузовых автомобилей привел к необходимости строительства нового автозавода. В 1936 году, FIAT начинает строительство гигантского автозавода в окрестностях Турина – Mirafiori. Завод был открыт 15 мая 1939 года и функционирует по настоящее время.
В 1936 году появилась вторая эпохальная модель работы Фессия и Джакоза – FIAT 500 Topolino (мышонок).
Двухместный автомобиль был построен на принципиально новой конструкции кузова с использованием центральной трубчатой рамы. В лонжеронах рамы были сделаны отверстия для снижения веса. Необходимая жесткость кузова обеспечивалась только после установки на раму всех агрегатов.
Кузов FIAT 500 Topolino имел аэродинамичные обводы и независимую подвеску передних колес типа "Дюбоннэ" (Dubonnet).
Двигатель объемом 569 см3 и мощностью 13 л.с. позволял разгоняться до 85 км/ч расходуя при этом всего 6 литров на 100 км пути. Несмотря на то, что FIAT 500 Topolino был самым маленьким серийным автомобилем в мире, он стандартно оснащался гидравлическими тормозами и коробкой передач с синхронизаторами.
При проектировании автомобиля, Джакоза был вынужден решить сложную задачу – вписать агрегаты и оборудование в уже сконструированный кузов. Например, радиатор охлаждения пришлось расположить за двигателем, а не перед ним. Кроме компоновочного решения, это позволило сделать переднюю часть автомобиля покатой и обеспечить прекрасный обзор впереди автомобиля.
В почти неизменном виде FIAT 500 Topolino выпускался с 1936 по 1955 год и разошелся тиражом в 519000 экземпляров. Считается, что с выходом Topolino, руководство FIAT приняло решение о специализации компании на создании и производстве недорогих машин, отказавшись от амбиций в премиум-классе.
Но еще одну попытку выхода в премиум FIAT все-таки предпринял, выпустив в 1938 году, перед самым началом Второй Мировой войны, роскошную модель FIAT 2800. Владельцами нового "большого" FIAT были король Италии Витторио Эмануэль III и Папа Римский.
С началом Второй Мировой войны, предприятия FIAT переходят на выпуск военной продукции. Транспортные средства военного назначения изготавливаются на платформах гражданских автомобилей. Почувствовав в предыдущую войну вкус "военных денег", директор Аньелли зарабатывает на войне огромные средства одновременно поставляя технику как режиму Муссолини, так и движению Сопротивления.
После окончания войны, часть предприятий, принадлежавших FIAT, была разрушена бомбардировками, а часть национализирована. Джованни Аньелли за пособничество режиму был отстранен от руководства концерном и вскоре, в 1945 году, уходит из жизни.
Новым президентом FIAT, в 1946 году становится Витторио Валетта (Vittorio Valletta), который пробудет на этом посту два десятилетия и на чью долю выпадет тяжелейшая задача восстановления компании. В сложное послевоенное время, при необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ и крайне низкой покупательной способности населения, для FIAT оказалась спасительной его довоенная нацеленность на недорогой сегмент. Валетта принимает решение о возобновлении производства FIAT 500 Topolino – "мышонка", который спас FIAT.
В 1950 году на конвейер завода Мирафиори ставится первая послевоенная модель – FIAT 1400. Это был первый FIAT c несущим кузовом, который разработало ателье Pininfarina. Автомобиль оснащался базовым двигателем объемом 1,3 литра, мощностью 44 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач. С этим двигателем автомобиль мог разгоняться до фантастических 120 км/ч. Но кроме этого, автомобиль впервые в истории FIAT предлагался и с дизельным мотором объемом 1,9 литра.
Послевоенные FIAT 500 и 1400 стандартно оснащались системами отопления и вентиляции салона, что было в те годы большой диковинкой, особенно учитывая класс автомобилей.
Автомобили пользовались громадным спросом. Но, учитывая их небольшие размеры, была популярна шутка: Перед покупкой FIAT нужно сесть на кефирную диету.
В 1953 году производство FIAT 1400 началось в Испании, в Мартореле, на вновь созданном предприятии Sociedad ES.p.A.nola de Automoviles de Turismo (SEAT), в котором FIAT владел 7% акций.
SEAT 1400 стал первой моделью марки SEAT. Немного позже, производство FIAT 1400 было развернуто в Югославии на заводе Crvena Zastava, под маркой Zastava и в Австрии на заводе Steyr, где автомобиль комплектовали 2-литровым двигателем и продавали под маркой Steyr 2000.
В 1955 году с главного конвейера завода Мирафиори сходит последний FIAT 500С Topolino и его место в производственной программе занимает новый бестселлер главного инженера FIAT Данте Джакоза – FIAT 600. Маленький FIAT принесший большую славу компании. Как говорили о FIAT 600 – этот автомобиль изменил лицо Италии! И, действительно, небольшой заднемоторный автомобиль длиной чуть больше трех метров и вмещавший четырех пассажиров был доступен по цене практически любой итальянской семье.
За долгую конвейерную жизнь (1955-1969) было выпущено больше 2,5 миллионов Seicento (шестисотых). Автомобиль пользовался огромным спросом по всей Европе и не только. В Германии он продавался как NSU Fiat Jagst, в Австрии – Steyr Fiat 600. Особую любовь машина снискала в Южной Америке, где аргентинцы дали ей прозвище Fifito (фиатик) и бывшей Югославии, где FIAT 600 выпускался как Zastava 750, которую называли Fiha (фи-ча). Но самый большой успех пришелся на Испанию, где SEAT 600 стал автомобильной иконой, его называли испанским чудом и ласково прозвали – Pelotilla (шарик).
FIAT 600 послужил прототипом для советского легкового микролитражного автомобиля Москвич-444, серийное производство которого было налажено на Запорожском заводе "Коммунар" под маркой ЗАЗ-965 "Запорожец". В среде советских автомобилистов ЗАЗ-965 прозвали Горбатый.
Кстати, цена на него тоже была "демократичной". По легенде, при подготовке новой машины к производству, главный конструктор ЗАЗ Владимир Стешенко решил, что новый "Запорожец" должен стоить не дороже 1000 бутылок водки по цене 1 рубль 80 коп. Таким образом, исходя из средней зарплаты в СССР начала 60-х годов, цена на "Запорожец" составляла 20 средних советских зарплат.
В 1957 году FIAT начинает производство "нового Тополино" – FIAT Nuova 500 или Cinquecento (пятисотый), ставшего первым в мире представителем класса city-car (городской автомобиль). Двухместный трехметровый автомобильчик с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения объемом 499 см3 находился на конвейере 15 лет и разошелся по миру в количестве более 3 миллионов экземпляров, принеся FIAT всемирную славу.
Кроме стандартного двухместного купе, предлагался универсал FIAT 500 Giardiniera с удлиненной на 10 см колесной базой и задним сиденьем. Для того, чтобы обеспечить подобающий универсалу вместительный багажник, двигатель, расположенный сзади, пришлось положить на бок и спрятать под пол багажника.
Cinquecento имел модификацию в виде грузового фургончика, спортивную версию подготовленную фирменным спортивным ателье Abarth и даже люксовый вариант производства компании Autobianchi.
Задержимся немного на имени Autobianchi. Часто встречается информация, что Autobianchi - дочерняя компания FIAT, но это не совсем так. В 1955 году компания по выпуску велосипедов семьи Бьянчи (Bianchi) решила заняться выпуском автомобилей. Т.к. собственных средств для начала производства не хватало, разработанный Джузеппе Бьянчи бизнес-план был представлен FIAT и производителю шин Pirelli. В результате образовалась концессия, в которой каждая из сторон имела третью часть акций. Позиционирование бренда Autobianchi было таким, что FIAT отрабатывал на его автомобилях новые решения, например, передний привод или пластиковый кузов, но цена на автомобили Autobianchi была выше, чем на аналогичные модели FIAT, несмотря на использование одних и тех же узлов, и агрегатов. Бренд Autobianchi просуществовал 40 лет, до 1995 года, когда произошло его слияние с Lancia.
В 1961 году FIAT представляет семейство больших семейных заднеприводных автомобилей моделей 1300/1500 с 4-цилиндровым двигателем и 1800/2300 – с 6-цилиндровым мотором, сконструированных в содружестве Джакоза и бывшего главного конструктора двигателей Ferrari Аурелио Лампреди (Aurelio Lampredi). Как и положено семейным автомобилям, для них предлагались два типа кузовов: седан и универсал. А FIAT 2300 можно было купить еще и в стильном кузове купе.
В начале 60-х годов к руководству FIAT возвращается семья Аньелли. Внуки El Senator - Джанни и Умберто возглавляют компанию, проводят ее приватизацию и вносят изменения в систему организации производства и сбыта. В 1966 году Джанни Аньелли становится президентом FIAT.
В 1966 году, на телевизионных экранах появляется захватывающий рекламный ролик: из транспортного самолета выбрасывают на парашюте необычный автомобиль, а следом за ним прыгают пять парашютистов. Оказавшись на земле и освободивши автомобиль от креплений к грузовой платформе, парашютисты размещаются в автомобиле и уезжают. Так эффектно была представлена новая модель - FIAT 124.
Разработка нового автомобиля была поручена в 1963 году Данте Джакоза с рядом серьёзных оговорок: в условиях большой модернизации завода Мирафиори и необходимости снижения затрат на подготовку новой модели, техническое задание требовало сохранения концепции FIAT 1300 с использованием его трансмиссии и подвески в сочетании с новым двигателем 124 конструкции Аурелио Лампреди. Джакоза в это время разрабатывал новую переднеприводную модель проекта 123 и считал, что предложенное ему техзадание бесперспективно т.к. предлагает устаревшую техническую концепцию. Тем не менее, в декабре 1963 года он представляет первый проект модели 124, продолжая убеждать руководство FIAT в более прогрессивной конструкции модели проекта 123. Последовавшие кадровые изменения привели к тому, что Джакоза было поручено руководство работами по перспективным моделям и концептам, а руководителем работ по созданию серийных моделей был назначен Оскар Монтабоне (Oscar Montabone), которому и был передан проект 124. Параллельно, над проектом 124 работала инициативная группа конструкторов под руководством директора департамента испытаний Адольфо Мессори (Adolfo Messori). После жарких дебатов, сопровождавшихся бурными закулисными играми, в качестве рабочего был принят проект Мессори, и в январе 1966 года с конвейера скатился первый серийный FIAT 124 Berlina.
Появление новой модели было принято покупателями без восторга. Даже положительные отзывы специалистов, не могли повлиять на восприятие публикой модного угловатого дизайна как слишком простого и непривлекательного, дававшего повод для едких насмешек в прессе. Не обращая внимание на критиков, FIAT довел объем производства до планового, а через шесть месяцев поставил на конвейер универсал FIAT 124 Familiare. Очень быстро потребительское мнение поменялось от неприятия до восторженного и в 1967 году FIAT 124 получает престижный титул European Car of the Year (Европейский автомобиль года).
В 1967 году начато производство модификации FIAT 124, которая изначально не была предусмотрена в модельном ряду. По контракту с СССР, кроме автомобилей в кузовах седан и универсал, предусматривался третий автомобиль с улучшенными ездовыми характеристиками и повышенным комфортом. На эту роль планировался FIAT 125. Но его производство требовало изменений в технологическом процессе, что не соответствовало условиям контракта. Поэтому, FIAT выпустил вариант под названием FIAT 124 Speciale, который имел ходовую часть FIAT 124 установленную в измененный кузов FIAT 125 Speciale, унифицированный по размерам и соединительным точкам с семейством FIAT 124.
FIAT 124 имел громадную популярность. Он производился в Испании (SEAT 124), Южной Корее (FIAT-KIA 124), в Индии (Premier 118NE), в Турции (TOFAS Murat 124). Была налажена "отверточная" сборка в Болгарии, Польше, Югославии. Ну и самая известная для нас реинкарнация – ВАЗ-2101 "Жигули", для производства которого в СССР, совместно с FIAT, был построен новый автозавод, в городе Ставрополь-на-Волге. По иронии судьбы, Ставрополь-на-Волге был переименован в Тольятти, в честь человека, который в 20-х годах чуть было не уничтожил FIAT.
За все годы производства, в различных модификациях и под разными именами, на дороги мира выехали почти 25 миллионов FIAT 124.
И еще одна легенда, связанная с FIAT 124. В последнее время многие издания опубликовали статьи под примерно одинаковым названием: "Как могли выглядеть Жигули", в которых упоминается необычная модификация FIAT 124 сопровождаемая фотографиями автомобиля.
В действительности, такой серийной модификации не существовало. Этот автомобиль - Fiat 124 C4 выставочный образец подготовленный миланским ателье Carrozzeria Touring для презентации FIAT 124 на Туринском автосалоне 1964 года и изготовленный в единственном экземпляре. Серийно же, с 1967 года выпускались небольшими партиями престижные модификации FIAT 124 Sport Coupe (дизайнер Марио Бона) и FIAT 124 Spider с кузовом от Pinifarina.
В 1967 году успех FIAT 124 подкрепляет более крупная модель – FIAT 125. Машина была неплохо принята покупателями, ее производство было налажено в Югославии, Аргентине, Колумбии, Чили, Марокко. Но настоящим долгожителем FIAT 125 стал в Польше, где на заводе Fabryka Samochodow Osobowych (FSO) в Варшаве, он выпускался под маркой Polski FIAT 125p с 1967 по 1991 год.
С Polski FIAT 125p связана одна история прикоснуться к которой может каждый, кто будет ехать в польский город Вроцлав. Недалеко от Вроцлава, на автозаправочной станции "ВР" стоит памятник - Polski FIAT 125p в натуральную величину … высеченный из камня, с красными цифрами 25000 на бортах. На прикрепленной табличке написано, что памятник был открыт в 2013 году по случаю 40-й годовщины рекорда скорости установленного на Polski FIAT 125р.
Летом 1973 года, группа польских гонщиков во главе с капитаном команды трехкратным чемпионом Европы по ралли Собеславом Засадой решили побить рекорд средней скорости на дистанции 25000 км. Для рекордного заезда был взят серийный Polski FIAT 125р с двигателем 1500 см3. Гонка стартовала 15 июня 1973 года. Через неделю непрерывной езды (остановки только для дозаправки и смены водителей) был зафиксирован рекорд средней скорости на дистанции 25000 км – 138,08 км/ч. Команда приняла решение продолжать гонку до следующей дистанции – 25000 миль. Зафиксированная средняя скорость оказалась еще выше – 138,18 км/ч. Собеслав Засада принимает решение ввести в команду восьмого гонщика и продолжать гонку до 50000 км. 30 июня 1973 года Международной автомобильной федерацией был зафиксирован мировой рекорд средней скорости на дистанции 50000 км – 138,27 км/ч. Поскольку в Польше не было специального полигона, рекордный заезд проходил именно здесь, в окрестностях Вроцлава, по дорогам общего пользования.
Памятник изготовлен из цельного куска гранита художником Богуславом Солимой. Весит памятник 16 тонн без основания и 20 тонн вместе с ним. Как говорит пан Солима: это самый тяжелый в мире Polski FIAT 125р.
На волне успеха моделей FIAT 124 и FIAT 125, а также благодаря крайне выгодным контрактам по строительству автозаводов в СССР, Польше и Бразилии, в 1969 году FIAT обретает финансовую уверенность и покупает компании Lancia и Ferrari.
В этом же году, начинается производство переднеприводной модели FIAT 128, которая родилась из того самого отклоненного проекта 123, авторства Джакоза и Лампреди. В 1970 году, FIAT 128 становится Европейским автомобилем года, а реклама старательно напоминала, что FIAT 128 имеет, в качестве личного автомобиля, сам Энцо Феррари.
Не забывали на FIAT и о своей "фирменной" нише – автомобилях класса "супермини". В 1971 году было начато производство еще одной модели сразу же ставшей хитом – FIAT 127. Считается, что новая модель пришла на cмену долгожителю FIAT 850 выпускавшегося с середины 60-х годов, но еще два года обе модели выпускались параллельно.
Первый миллион FIAT 127 был выпущен меньше, чем за три года, а общий объем выпуска модели, более 5 миллионов образцов, сделал FIAT 127 самой продаваемой моделью концерна. В 1972 году FIAT 127 становится третьим FIAT получившим звание Европейский автомобиль года.
Традиционно производство автомобиля было налажено на заводах FIAT в Южной Америке и Польше. Испанский SEAT при постановке на конвейер проявил, учитывая специфику местного рынка, самостоятельность и разработал вариант 4-дверного, а позже 5-дверного кузова. Кроме того, испанские машины комплектовались более мощным двигателем объемом 1010 см3 вместо базового, для FIAT 127, двигателя объемом 903 см3. Испанские машины под маркой FIAT поставлялись на некоторые рынки как более дорогая версия FIAT 127.
С 1968 года радиаторные решетки FIAT стала украшать эмблема принципиально нового образца. По рассказам, как-то задержавшись на работе допоздна, Данте Джакоза был потрясен увидев отраженный от облаков свет, исходивший от неоновых букв на крыше завода. И тут же нарисовал новый логотип.
В 1972 году FIAT становится 100% собственником спортивного ателье Abarth. Имя Abarth перестает быть самостоятельной маркой и превращается в спортивное подразделение концерна FIAT, но все спортивные автомобили FIAT и спортивные модификации серийных моделей, несут эмблему Abarth – щит со скорпионом.
Kaszlak (кашляющий), Peglica (маленький утюг), Bolha (блоха), Pici-poki (быстрый и шумный), Kispolszki (маленький поляк), Big toed shoe (большой ботинок), Kispok (маленький паук), Polqi или Polaquito, Bambino и, конечно же – Maluch. Это далеко не полный перечень прозвищ, которые носил в разных странах появившийся в 1972 году FIAT 126. Новый итальянский суперхит сменивший на конвейере уходящий суперхит - FIAT 500. Новый автомобиль использовал большинство агрегатов своего предшественника, но в отличии от него стал четырехместным.
Огромный успех и известность, машине принесла самая большая по объему продаж польская версия - FIAT 126p производство которой началось годом позже. И этому есть объяснение. В начале 70-х автомобиль в Польше считался предметом роскоши. По состоянию на 1971 год, во всей Польше было зарегистрировано всего 560000 автомобилей. Купить автомобиль могли себе позволить немногие, из-за низкого уровня зарплат, а те кто мог – вынуждены были несколько лет ждать в очереди. Выбор тоже был невелик: либо устаревшая польская Syrena, либо автомобиль из стран социалистического содружества. FIAT 126p стал реальной возможностью для польских семей обзавестись автомобилем. Несмотря на его основное предназначение как городского автомобиля, в Польше Maluch стал семейным автомобилем, на котором помимо ежедневных поездок, ездили семьями в путешествия и на отдых. Купить его тоже было непросто, но уже реально. Нужно было всего пару лет подождать в очереди или получить купон-разрешение на покупку за особые заслуги перед страной.
Интересный факт: размеры FIAT 126 почти в точности совпадали с размерами оригинального британского Mini производство которого началось на 14 лет раньше. Закончилось производство FIAT 126 и Mini одновременно, в 2000 году. Общий объем продаж FIAT 126 составил 4,7 миллиона экземпляров против 5,4 миллионов Mini. Но! Несмотря на громадный успех модели и грамотный маркетинг, FIAT 126 так и не смог обойти по популярности своего предшественника FIAT 500.
В 1973 году, когда в СССР сошел с конвейера миллионный ВАЗ-2103, FIAT начал производство преемника 124-й модели – FIAT 131. Автомобиль предлагался в 2-х и 4-х дверных кузовах седан и 5-и дверном кузове универсал. В зависимости от рынка и комплектации, FIAT 131 имел еще и имена собственные: FIAT Mirafiori, FIAT Supermirafiori, FIAT Brava, FIAT SuperBrava, а также национальные версии - SEAT 131 и Polski FIAT 131p.
Особую известность модели принесла спортивная версия FIAT (SEAT) 131 Abarth сконструированная в содружестве компаний FIAT и Bertone, при участии спортивного отделения Abarth. В 1976 была выпущена омологационная партия из 400 автомобилей FIAT 131 Abarth для участия в ралли. Автомобили имели сконструированные компанией Bertone специальный 2-дверный кузов с пластиковыми капотом, крышкой багажника, аэродинамическим обвесом и механическую часть, сконструированную Abarth.
Кроме "боевой" версии, была доступна для широкой продажи "уличная" модификация FIAT 131 Abarth отличавшаяся более скромным двигателем, стандартной коробкой передач и тормозами.
В период с 1976 по 1981 год (до появления Audi Quattro) FIAT 131 Abarth был лучшим раллийным автомобилем в мире. На нем было одержано 20 побед на различных этапах WRC и трижды (1977, 1978 и 1980) был завоеван чемпионский титул. Его пилотировали такие звезды мирового ралли как: Марку Ален (Markku Alen), Вальтер Рерль (Walter Rohrl), Тимо Салонен (Timo Salonen) и Мишель Мутон (Michele Mouton).
Волны нефтяных кризисов 70-х годов FIAT перенес достаточно благополучно за счет своих автомобилей в сегменте "супермини" и модернизации существующих моделей. В этот же период была проведена модернизация и автоматизация производства, изменение и отладка технологических процессов.
В начале 70-х, FIAT запустил в производство автомобиль, который не был похож на остальные модели. Учитывая социологические исследования, которые демонстрировали желание молодежи иметь небольшой, недорогой автомобиль, который должен выглядеть "спортивно", дизайнер Марчело Гандини (Marcello Gandini) из Bertone предложил свое видение такого автомобиля. В качестве прототипа был взят концепт 1969 года Autobianchi A112 Bertone Runabout. Дизайн концепта напоминал форму спортивных лодок, имел длинный капот и клиновидный кузов.
Все эти замыслы были реализованы в серийном FIAT X1/9. Двигатель FIAT X1/9 был размещен за спинками сидений, как у дорогих спортивных машин, что позволило сделать два багажника (впереди и сзади). Передний багажник был рассчитан на то, что в него можно уложить жесткую крышу кузова "targa". Исходя из общего стиля, фары были убирающиеся, а в длинный передний свес встроен аэродинамический спойлер. Чтобы подчеркнуть особенность модели, для ее индекса FIAT использовал не обычную систему нумерации моделей, а нумерацию, использовавшуюся для прототипов: Х0 – двигатель, Х1 – легковой автомобиль, Х2 – коммерческий автомобиль. Таким образом, Х1/9 обозначает 9-й вариант легкового автомобиля.
К сожалению, несмотря на оригинальный дизайн и доступную цену, спрос на FIAT X1/9 оказался значительно меньше ожидаемого. Но для фанатов модели, после окончания ее производства, машина еще несколько лет собиралась компанией Bertone и продавалась под маркой Bertone X1/9.
На Туринском автошоу 1978 года была представлена новая, авангардная по дизайну модель, разработанная руководителем Центра стиля FIAT Серджио Сартарелли (Sergio Sartorelli) - FIAT Ritmo.
Даже ее название было необычным - вместо цифрового индекса появилось имя. Идея с именами собственными понравилась руководству FIAT еще на модели 131 Mirafiori, но полностью от цифр избавились начиная с FIAT Ritmo. Кроме смены индексов, FIAT Ritmo дал старт новому технологическому процессу – его производство было налажено на новой полностью роботизированной сборочной линии.
Очень эффектно на FIAT Ritmo (в англоязычных странах Великобритании, США и Канаде, продавался как FIAT Strada) выглядело оформление – вместо хромированных элементов наружной отделки широко применялся черный пластик. Это решение задало модный в автомобильном дизайне стиль "cafe racer" на долгие годы.
В 1979 году автомобильное производство было выделено в отдельную независимую компанию - FIAT Auto S.p.A., в которую вошли FIAT, Lancia, Autobianchi, Abart и Ferrari.
В 1980 году, FIAT анонсировал выход нового "народного автомобиля" – FIAT Panda. Автомобиль разрабатывался как дешевый, простой в эксплуатации и обслуживании, который должен занять нишу между FIAT 126 и FIAT 127. Подчеркнуто угловатый дизайн был создан маэстро Джорджетто Джуджаро (Giorgetto Giugiaro) из ателье ItalDesign. Как говорил сам Джуджаро: "Panda похожа на джинсы, простые, практичные, без излишеств. Я попытался внести в этот автомобиль дух военной техники, особенно вертолетов, что означает легкость, рациональность и универсальность использования".
Первоначально, FIAT Panda была доступна в двух вариантах: FIAT Panda 30 с 2-цилиндровым мотором от FIAT 126 и FIAT Panda 45 с 4-цилиндровым двигателем FIAT 127. Позже, в линейку были добавлены еще три бензиновых и один дизельный моторы. Но настоящий успех пришел к FIAT Panda в 1983 году, когда вышла полноприводная модификация FIAT Panda 4х4. Эта модификация за простоту, надежность, ремонтопригодность и универсальность пользовалась бешенной популярностью и любовью в итальянской провинции.
Трансмиссия полноприводного FIAT Panda была разработана и поставлялась австрийской компанией Steyr-Puch, давним партнером FIAT. Трансмиссия имела особенность: первая передача была сделана пониженной, и предназначалась для использования при преодолении сложных участков дорог. В обычных же дорожных условиях, трогаться нужно было со второй передачи.
В 1982 году, в результате длительных дискуссий между FIAT и испанским правительством – главным акционером SEAT, по вопросам увеличения инвестиций в расширение и развитие испанской марки, лицензионное соглашение между FIAT и SEAT было расторгнуто. Модели Ritmo, Regata (седан и универсал на базе Ritmo) и Panda стали последними вехами в 30-летнем сотрудничестве двух марок.
Возможно, одной из причин отказа FIAT от продолжения сотрудничества стала покупка в 1984 году компании Alfa Romeo.
В марте 1983 года на Женевском автосалоне была представлена новая работа Джуджаро (ItalDesign) – FIAT Uno. Автомобиль построенный в модном угловатом дизайне пришел на смену популярному FIAT 127, но еще на протяжении 4-х лет машины выпускались параллельно.
FIAT Uno, несмотря на угловатые формы, обладал отличными аэродинамическими характеристиками – результат тщательной доводки Джуджаро, но при этом, за счет высокого кузова, обеспечивал большой простор для пассажиров при скромных наружных размерах. Помимо нового дизайна, FIAT Uno стал первым "носителем" нового поколения двигателей семейства "FIRE" (Fully-Integrated Robotised Engine), различные варианты которого и сейчас используются на автомобилях, производимых концерном.
Работы по созданию FIAT Uno потребовали самых крупных инвестиций в истории FIAT – 1000 миллиардов лир.
Несмотря на практически одновременный выход на рынок сильных конкурентов (Peugeot 205, Opel Corsa/ Vauxhall Nova, Ford Fiesta и Nissan Micra) FIAT Uno, выпускавшийся в 3-х и 5-дверных кузовах хетчбэк, на протяжении десятилетия оставался одним из самых востребованных автомобилей в своем классе. В 1984 году, FIAT Uno становится лучшим европейским автомобилем года, четвертым FIAT получившим этот титул. Разошедшись тиражом 8,8 миллионов экземпляров, FIAT Uno вошел в мировую десятку самых популярных автомобилей.
В мае 1985 года, FIAT предпринял последнюю (на сегодняшний день) попытку занять нишу в сегменте больших семейных и бизнес седанов. В содружестве со шведским SAAB и дочерней Lancia была разработана "общеевропейская" платформа TIPO 4, на которой строились переднеприводные седаны и лифтбэки FIAT Croma, Lancia Thema, Saab 9000 и Alfa Romeo 164. Машины имели идентичное шасси и оснащались рядными 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями, атмосферными и с турбонаддувом. В модельный ряд, также, входили и дизельные модификации. FIAT Croma JDi стал одним из первых в мире легковых автомобилей, оснащенных дизельным двигателем с непосредственным впрыском топлива по технологии Common-Rail. Дизайн для FIAT Croma был выполнен Джуджаро (ItalDesign).
Несмотря на не очень высокий спрос, FIAT Croma продержался на конвейере больше 10 лет, до 1996 года.
В 1986 году FIAT проводит реорганизацию автомобильных подразделений – предприятия Alfa Romeo и Lancia объединяются в новое подразделение Alfa Lancia S.p.A., получив практически монопольное положение на автомобильном рынке Италии. Казалось бы, FIAT ничего не угрожает. Джанни Аньелли даже любил повторять перефразированную поговорку: "Что хорошо для FIAT, то хорошо для Италии".
Но … изменились покупательские критерии и требования, все чаще стали появляться претензии к качеству и надежности автомобилей FIAT. Сильно упал спрос и престиж марки. На фоне обострившейся конкурентной борьбы FIAT вынужден уйти с рынков США и Австралии. Тем не менее, несмотря на растущие убытки автомобильного направления концерна, работа по созданию новых моделей не прекращается. В январе 1988 года дебютирует 5-дверный хетчбэк малого класса FIAT Tipo построенный на новой технологической платформе.
Первоначально, стильный хетчбэк должен был выпускаться только в 5-дверном кузове. Но в последствии, по требованиям рынка, появилась 3-дверная версия, а также седан (FIAT Tempra), универсал (FIAT Tempra Station Wagon) и коммерческий фургон (FIAT Marengo). На этой же платформе выпускались собратья по концерну Alfa Romeo 33 и Lancia Delta.
Кузов FIAT Tipo, для предотвращения появления ржавчины, изготавливался из полностью оцинкованных панелей. Дорогие версии оснащались цифровой комбинацией приборов. Удачная компоновка салона (по образу FIAT Uno) обеспечивала внутреннее пространство больше, чем у немаленького Ford Sierra.
Автомобиль вызывал восторг своим дизайном и ходовыми качествами, но разочаровывал низкой надежностью, особенно электронных систем. И, все-таки, в 1989 году FIAT Tipo становится лучшим европейским автомобилем года (пятый FIAT обладатель титула) и лучшим автомобилем в Ирландии.
Хотя конкуренты не дремали. Volkswagen Golf, Ford Escort, Opel Kadett, Renault 19, Citroen ZX создавали сильную конкуренцию итальянскому автомобилю.
В 1993 году FIAT приобрел Maserati, таким образом, получив контроль над 90% автомобильного производства в Италии. Но финансовые проблемы автомобильного направления продолжали усиливаться. Для улучшения ситуации, FIAT попробовал выступить в традиционно сильных для себя сегментах мини и супермини. Так, в 1992 году, выходит продолжатель линии FIAT 500 Topolino и FIAT 126 компактный микролитражный автомобиль FIAT Cinquecento, а в сентябре 1993 года, после пятилетней пустоты образовавшейся после окончания производства FIAT 127, был анонсирован переднеприводный хетчбэк особо малого класса FIAT Punto.
FIAT Punto был сконструирован Джуджаро, предлагался в вариантах 3-х и 5-дверный хетчбэк и 2-дверный кабриолет. Сразу же после начала продаж новинка пользуется большим спросом. Можно утверждать, что Fiat Punto является родоначальником нового европейского класса Super Mini. В 1995 году FIAT Punto признан лучшим европейским автомобилем года, обойдя Volkswagen Polo. А в 1997 году маленький FIAT становится лидером продаж в Европе.
Летом 1995 года производство FIAT Tipo было прекращено и на конвейер стали хетчбэки-преемники: 3-дверный FIAT Bravo и 5-дверный FIAT Brava. Седан и универсал FIAT Tempra заменил FIAT Marea. Удивительный факт – будучи по сути одним и тем же автомобилем, Bravo/Brava пользовались успехом в отличии от Marea, которая была разочарованием на большинстве европейских рынков. В 1996 году, второй год подряд, обладателем титула лучшего автомобиля года становится FIAT – пара близнецов Bravo/Brava. Седьмой титул FIAT.
На базе FIAT Bravo, дизайнер Центра стиля FIAT Крис Бэнгл (Chris Bangle), будущий шеф-дизайнер BMW, создал спортивное купе FIAT Coupe. В автомобиль устанавливались двигатели (атмосферный и турбонаддувный) от шестикратного победителя WRC Lancia Delta Integrale, но при этом FIAT Coupe был одной из самых дешёвых моделей в классе. FIAT Coupe Turbo — наиболее мощная модификация, по ходовым качествам мог конкурировать с компрессорным Merсedes-Benz CLK и Porsche Boxster.
В 1993 году FIAT, совместно с Peugeot и Citroen, открывают во Франции завод Sevel Nord для производства семейства больших MPV в рамках программы Eurovan. В марте 1994 года, с конвейера стали сходить практически идентичные модели пассажирских минивэнов FIAT Ulysse, Citroen Evasion, Lancia Zeta и Peugeot 806 (после рестайлинга: FIAT Ulysse, Citroen C8, Lancia Phedra и Peugeot 807), а также их коммерческие близнецы – FIAT Scudo, Citroen Jumpy и Peugeot Expert.
Отличия между вэнами заключались только в оформлении радиаторных решеток, задних фонарях и рисунках колесных колпаков и дисков. Двигатели и трансмиссии использовались производства концерна PSA. Запуск программы Eurovan был вызван необходимостью занять рыночную нишу, в которой в Европе активно продавались американские Chrysler Voyager и японские Toyota Previa.
В конце 90-х, следуя тенденциям автомобильной моды на минивэны, FIAT запускает в производство один из самых противоречивых своих автомобилей, созданный на базе FIAT Brava.
Этот автомобиль, находился на конвейере больше 12 лет. За это время он попал в первую "десятку" всех возможных мировых, региональных и национальных рейтингов самых некрасивых автомобилей мира.
Дизайн его экстерьера и интерьера демонстрировался в Музее современного искусства в Нью-Йорке в рамках выставки "Different Roads - Automobiles for the Next Century" (Разные дороги – автомобили следующего века) 1999 года.
Ведущие программы Top Gear присудили ему титул "Лучшего автомобиля 2000 года" в номинации "Самый уродливый автомобиль" (Ugliest Car). И это звание он удерживал четыре года подряд!
Английская газета The Daily Telegraph писала: "Видимо, при создании этого автомобиля, дизайнеры отчаянно грустили. Поэтому сделали его похожим на сумасшедшую утку из мультфильма. И пока пассажиры устраиваются внутри, они могут слышать саркастические шуточки и насмешки своих соседей, друзей и одноклассников".
Догадались? Речь идет о FIAT Multipla. Автомобиль был создан в Центре стиля FIAT под руководством дизайнера, будущего лучшего дизайнера 2009 года и будущего шеф-дизайнера FIAT и Abarth – Роберто Джиолито (Roberto Giolito). Вы удивитесь еще больше, если узнаете, что именно Джиолито автор знаменитого FIAT 500 (2007 года), собравшего все премии мира за стиль и дизайн!
Несмотря на насмешки, FIAT Multipla очень неплохо продавался на внутреннем рынке в Италии, но на других рынках отношение покупателей было прохладное.
Признаться, я тоже смотрел на этот автомобиль с ухмылкой, искренне не понимая - как такое можно купить? Но пару лет назад, прилетев в Рим, сел в такси, которым оказалась Multipla. Меня поразили размеры салона и площадь остекления. Несмотря на авангардный дизайн в экстерьере и интерьере, мне автомобиль показался невероятно удобным. Видимо, эта машина не для эстетов, а для прагматиков. И покупали ее именно за практичность, а не за внешний вид.
Черная полоса продолжала преследовать FIAT. В конце 1990-х годов FIAT Auto S.p.A. стало убыточным. В 2002 убытки достигли рекордного значения 4,2 миллиарда евро. В январе 2003 года умер бессменный президент компании Джанни Аньелли-младший.
В 2003 году в совет директоров FIAT Auto S.p.A. вводят талантливого менеджера Серджио Марчионне (Sergio Marchionne), который в 2004 году становится Генеральным директором (СЕО) FIAT Auto S.p.A.
Новый СЕО проводит ряд быстрых и эффективных мероприятий по улучшению качества изготовления и оптимизации производственных процессов.
На конвейер становится следующее поколение FIAT Panda. В который раз маленький автомобиль спасает большой концерн!
Планировалось, что новый автомобиль будет назваться Gingo, но это имя оказалось созвучным имени французского автомобиля Renault Twingo и поэтому решили вернуться к имени Panda хорошо зарекомендовавшему себя за 23 года производства предыдущей модели.
Новый автомобиль обладая высоким кузовом обеспечил удобство и комфорт для 4-х пассажиров. Широкий выбор двигателей и наличие полноприводной модификации сделали FIAT Panda очень популярным не только в Италии, но и по всей Европе. Лишь за первый год продаж, было реализовано больше полумиллиона автомобилей.
Кроме этого, проведенные исследования по оценке надежности автомобилей подняли FIAT Panda на 8 место в рейтинге надежности из 152 тестируемых моделей, что очень положительно повиляло на авторитет FIAT.
Все эти факторы позволили FIAT Panda стать лучшим европейским автомобилем 2004 года и восьмой моделью FIAT получившей этот титул.
На рубеже веков FIAT вновь изменил эмблему. Вместо букв или стилизованных пяти наклонных полос вернулись к раннему, классическому, варианту: имя FIAT вписанное в окружность из лавровых венков. Сочетание бело-голубого цвета, которое было на первой эмблеме графа Карло Бискаретти ди Руффиа, и на эмблеме Данте Джакоза, в новом варианте сохранили.
Еще с начала производства самых первых автомобилей, FIAT обращал внимание на потребности владельцев малого бизнеса, выпуская грузопассажирские модификации серийных моделей. Но разрабатывать специально и выделять коммерческие автомобили в отдельное направление FIAT Auto S.p.A. стал относительно недавно, с начала 80-х годов ХХ века. Чтобы быстрее пройти путь освоения новой рыночной ниши, FIAT вступил в альянс с группой PSA Peugeot Citroen, которые уже имели опыт производства и продаж подобных автомобилей. Также, как и в случае с MPV, был построен отдельный завод - Sevel Sud, в этот раз в центральной Италии, который с 1981 года начал производить однотипные грузовые фургоны и легкие грузовики FIAT Ducato, Alfa Romeo AR6 (только для итальянского рынка), Citroen C25, Peugeot J5 и Talbot Express (только для рынка Великобритании). В текущей линейке остались три модели: FIAT Ducato, Citroen Jumper и Peugeot Boxer.
Оказалось, что такие автомобили востребованы не только в грузовом, но и в грузопассажирском и в полностью пассажирском вариантах. Массовое распространение получили построенные на их базе автокемперы для путешествий.
Однако, потребность в достаточно большом минивэне была далеко не у всех предпринимателей. Для малых партий товаров и легких грузов, в условиях тесных городских улиц, требовался автомобиль меньшего размера. К середине 70-х – началу 80-х годов необходимость в небольших развозных фургончиках ("каблучках") стала настолько острой, что все ведущие автопроизводители включили такие машины в свои модельные ряды. Не остался в стороне и FIAT. На базе успешной модели FIAT 127, был сделан легкий коммерческий фургончик FIAT 127 Fiorino (позже, просто - FIAT Fiorino). FIAT Fiorino выпускался в трех вариантах: грузовой фургон Cargo, с открытой грузовой платформой Pick-Up и пассажирская версия Panorama с большими окнами в задней части.
Автомобиль оказался востребованным. К тому же, его было легко развивать, меняя только переднюю часть в соответствии со сменой базовой модели. Так, следующими поколениями FIAT Fiorino стали "производные" от FIAT Uno и FIAT Tipo.
Но в 1996 году, PSA Peugeot Citroen, сломали сложившийся подход к созданию коммерческих фургонов-"каблучков", выпустив своих близнецов Peugeot Partner / Citroen Berlingo, задав новые принципы и стандарты для малых коммерческих автомобилей.
FIAT достаточно быстро отреагировал на новинки, развернув в 2000 году производство малого коммерческого автомобиля FIAT Doblo на заводе Tofas в Турции, в котором FIAT владеет 37.8% акций. Выбор места производства, осознанно или случайно, оказался невероятно удачным. Машина была востребована и множеством мелких предпринимателей для перевозки небольших партий товаров (FIAT Doblo Cargo) и отцами больших турецких семей (FIAT Doblo Panorama) т.к. автомобиль позволял без проблем перевозить выводок детей со всеми необходимыми пожитками.
FIAT Doblo стал большим успехом FIAT. В 2006 году, автомобиль был удостоен престижной награды "Лучший коммерческий автомобиль года" (Van of the Year 2006).
Популярность FIAT Doblo быстро распространилась по всей Европе. Несколько вариантов исполнения с разной длиной колесной базы и высотой кузова, варианты исполнения по назначению (грузовой, грузопассажирский, пассажирский, пикап), широкий выбор двигателей (бензиновые, дизельные, газовый и даже электрический) сделали FIAT Doblo крайне желанным помощником в бизнесе и семейных делах.
С 2011 года у FIAT Doblo появились близнецы: в Европе Opel/Vauxhall Combo D и в США - Ram Promaster City. Машины отличаются только формой бамперов и рисунком облицовки радиатора.
В 2007 году, в содружестве с PSA Peugeot Citroen и в рамках совместного проекта Sevel, начато производство компактных коммерческих автомобилей FIAT Fiorino (на некоторых рынках - FIAT Qubo), Citroen Nemo и Peugeot Bipper. Автомобили выпускаются на заводе Tofas в Турции.
FIAT ввел интересную особенность в именах своих коммерческих автомобилей: все имена несут название старинных монет. Ducato – дукат, монета Венецианской республики; Scudo – скудо, монета итальянских государств Средневековья; Fiorino – флорин, золотая монета из Флоренции; Doblo – дублон, испанская золотая монета.
Как говорят представители FIAT, это сделано чтобы лишний раз подчеркнуть, что "коммерческие автомобили FIAT созданы не для того, чтобы вкладывать в них деньги, а для того, чтобы приносить прибыль". Так это или нет, но действительно, благодаря легковому FIAT Panda и коммерческим FIAT Doblo, FIAT Scudo и FIAT Ducato в 2005 году FIAT впервые за долгое время закончил год с прибылью и в последующих годах начал активно наращивать свою рыночную долю.
Создание и производство коммерческих автомобилей в 2007 году было выделено в отдельную структуру FIAT Professional.
На Франкфуртском мотор-шоу 2005 года была представлена новая работа маэстро Джуджаро – FIAT Grande Punto. Небольшой автомобиль класса supermini, мог похвастаться почти такой же облицовкой радиатора, как на новейшем Maserati Coupe (который тоже рисовал Джуджаро). Новый автомобиль был с самого начала очень хорошо принят покупателями и поэтому, когда спустя два года, FIAT решил возродить марку Abarth, самым лучшим кандидатом на первенца новой старой марки стал именно Grande Punto.
В 1998 году Volkswagen поставил на конвейер новый автомобиль New Beetle внешность которого была стилизована под оригинальный Volkswagen Beetle 1938 года. В 2001 году компания BMW запустила в производство Mini новой генерации, постаравшись придать абсолютно новому автомобилю черты старого культового Mini 1959 года. В FIAT решили, а почему бы не попробовать создать свою современную интерпретацию знаменитого FIAT 500 (Bambino) 1957 года.
На Женевском автосалоне 2004 года был показан концепт FIAT Trepiuno работы уже известного нам Роберто Джиолито. Посетители стенда FIAT без колебаний узнавали в новинке FIAT 500.
При работе над концептом, Джиолито внимательно рассматривал компоновочные решения Smart ForTwo и пришел к выводу, что 2-х местный автомобиль, даже в условиях города, не всегда удобен. Поэтому, было принято необычное решение – посадочная компоновка FIAT Trepiuno была 3+1, при которой сзади было одно полноценное место и одно "детское" (аварийное).
Доводку концепта до серийной модели выполнил Фрэнк Стефенсон (Frank Stephenson). Стефенсон решил не рисковать и серийный FIAT 500 вышел в классической 4-х местной компоновке 2+2. Техническая часть автомобиля была реализована на модернизированных агрегатах FIAT Panda.
4 июля 2007 года, ровно через 50 лет после того как с конвейера сошел первый FIAT 500, была проведена всеитальянская презентация нового FIAT 500. Презентация проходила одновременно в 30 городах Италии и в ней участвовало более 250000 человек.
За первые три недели после начала продаж было получено 58000 заказов, а до конца 2007 года – 205000. На 2008 год было сделано полмиллиона заказов. Родился новый бестселлер!
В 2008 году FIAT 500 становится лучшим европейским автомобилем года, девятым FIAT получившим это звание. Число наград и титулов, полученных FIAT 500, можно перечислять очень долго. Наверное, не будет большой ошибкой сказать, что в период 2007- 2011 годов FIAT 500 был признан лучшим автомобилем в разных категориях всеми ведущими автомобильными изданиями мира.
Словно подчеркивая связь с истоками марки опять изменилась эмблема. В это раз стилизованный щит с надписью FIAT на красном фоне (как было на оригинальном FIAT 500) вписали в уже привычную окружность.
В 2008 году на базе FIAT 500 начинается производство второй модели возрожденной марки Abarth. Ровно через 50 лет после успешного дебюта Abarth с оригинальным FIAT 500. Новый FIAT 500 Abarth, сразу же становится хитом продаж. Он оснащается 1,4 -литровым турбомотором семейства FIRE TurboJet мощностью 135 л.с., способен разогнаться до 205 км/ч и набрать первые 100 км/ч за 8,1 с.
Популярность FIAT 500 умело подогревается маркетологами FIAT, которые периодически запускают в производство лимитированные (по несколько сотен машин) серии, посвященные каким-то событиям, брэндам, людям.
В дополнение к стандартному 3-дверному хетчбэку FIAT 500, модельный ряд заполняют его различные версии: стильный купе-кабриолет FIAT 500C, просторный семейный 5-дверный FIAT 500L и даже компактный кроссовер FIAT 500X.
Комбинируя различные сочетания из широкого выбора двигателей, вариантов исполнения и типа кузовов можно подобрать FIAT 500 наиболее полно отвечающий запросам конкретного покупателя.
В 2009 году, официально объявил о банкротстве Chrysler. Совет директоров FIAT принимает решение о покупке 20% акций Chrysler Group LLC и временным генеральным директором Chrysler назначается СЕО FIAT Auto S.p.A. Серджио Марчионне. В июле 2011 года, после покупки акций Канады и Казначейства США, доля FIAT в Chrysler увеличилась до 53,5%. Под управлением Марчионне проводится процедура слияния FIAT и Chrysler. 1 августа 2014 года объявлено о создании нового предприятия Fiat Chrysler Automobiles NV (FCA), которым руководит СЕО Серджио Марчионне.
Новое предприятие состоит из двух подразделений: FCA Italy (бывшая FIAT Group Automobiles) и FCA US (бывшая Chrysler Group LLC). Компании принадлежат марки: Alfa Romeo, Chrysler, Dodge, FIAT, FIAT Professional, Jeep, Lancia, Ram Trucks, Abarth, Mopar и SRT.
FCA также владеет Maserati и 85% акций Ferrari S.p.A.
Кроме легковых и коммерческих автомобилей концерн FCA владеет компаниями: Iveco (производство грузовых автомобилей и автобусов, Италия), Magirus (производство пожарных автомобилей, Германия), Irisbus (производство автобусов и троллейбусов, Франция), Astra (производство грузовиков, Италия), Iveco Defence Vehicles (производство автомобильной техники военного назначения, Италия), Fiat Powertrain Technologies (производство двигателей и трансмиссий, Италия).
В состав концерна входят:
- CNH Global (третья в мире компания по объемам производства дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники);
- Teksid (металлургическая компания производящая металл и металлические сплавы для автомобильной промышленности);
- Magneti Marelli (электрическое и электронное оборудование для автомобильной промышленности); Comau (мировой поставщик систем промышленной автоматизации для автомобильного производства);
- Business Solutions (финансово-экономическое обеспечение деятельности компаний);
- Itedi (издательское дело и средства массовой информации).
- FIAT собственник ежедневной газеты "La Stampa", страховой компании "Toro Assicurazioni S.p.A.", легендарного футбольного клуба "Juventus" (Турин) и части энергетического концерна "Edison".
FCA - самый большой в Италии и один из крупнейших в мире концерн, продукция которого представлена в 190 странах. Его деятельность охватывает 1063 компании с более чем 250000 сотрудников, половина из которых работает на предприятиях концерна в 61 стране за пределами Италии.
Автомобили производства FIAT Group 12 раз получали титул Европейский автомобиль года. Таким результатом не может похвастаться никакая другая компания или марка. Причем, непосредственно автомобили FIAT были награждены 9 раз.
6 мая 2014 года FCA официально объявила о 5-летнем бизнес-плане на 2014-2018 годы. Согласно этому плану, основной рост продаж намечен для Jeep, благодаря все расширяющемуся рынку внедорожников. Chrysler станет основным североамериканским брэндом компании, в задачи которого входит конкуренция с Ford, Chevrolet, Toyota и Volkswagen.
Dodge должен сосредоточится на производстве мощных спортивных автомобилей.
Alfa Romeo станет премиальной маркой, бросив вызов Mercedes-Benz, BMW и Audi.
Maserati перейдет в высшую лигу и станет роскошным брэндом, в одном ряду с Bentley и Rolls-Royce. FIAT останется основной маркой за пределами Северной Америки, а Lancia уйдет со всех зарубежных рынков оставаясь только в Италии (мне жаль!).
Над долиной, заросшей виноградниками опускается мягкое вечернее солнце… На столике, в тени кипарисов, багровеет в бокале Бароло… Далеко, на горизонте, виднеется синяя полоска моря… и FIAT.
05 июля 2017 года. Борис Бабогло, специально для InfoCar.ua
Источник: FIAT.InfoCar.ua